Рэй-Рэй
фантастический мозгоед
03.09.2013 в 13:15
Пишет Domenick:

Метод Снежинки
Семинар по написанию авторских текстов: «Все проще, чем кажется». Ведущий Чай с ванилью
Скачать видео
Скачать презентацию в PDF с Яндекс-диска.

Способы быстрого написания текста: метод «Снежинки». Ведущий: ХитроЖопый Катце
Скачать видео.

10 шагов от простой идеи до сложной и глубокой:


1. Напишите идею романа в одном предложении.

2. Создайте абзац, описывающий историю, основные события и финал.

3. Создайте резюме для каждого персонажа, прописывая:
—сюжетную линию персонажа;
— мотивацию персонажа (чего хочет абстрактно?);
— цель персонажа (чего хочется добиться конкретно?);
— конфликт персонажа (кто или что мешает добиться желаемого?);
— развитие характера (изменится или нет);
— написать резюме сюжетной линии персонажа.

4. Вернуться к пункту 2 (события романа) и увеличить его в два раза. Каждое предложение надо превратить в абзац, при этом каждый абзац должен завершаться какой-либо катастрофой.

5. Написать одну страницу мыслей персонажей — взгляд на историю под углом каждого героя.

6. Расширить резюме романа до четырех страниц.

7. Расширить описание характера персонажей до развернутого описания.

8. Дополнить каждый абзац резюме несколькими пунктами, перечисляющими события, которые будут происходить до конца романа.

9. На основе списка сцен расписать каждую сцену в несколько абзацев.

10. Пишите роман.


Написать роман легко. Написать хороший роман трудно. Это жизнь. Если бы это было легко, мы все писали бы бестселлеры и получали награды.

Если честно, существуют тысячи самых разных людей, которые расскажут вам, как написать роман. Существуют тысячи разнообразных методов. Наилучший это тот, который работает именно для вас.

В этой статье я хочу поделиться с вами тем, что работает для меня. Я опубликовал шесть романов и получил около дюжины наград за творчество. Я преподаю искусство написания беллетристики на конференциях. Одной из моих самых популярных лекций является «Как написать роман, используя «Метод Снежинки».

Эта страница — самая популярная на моем вебсайте, так как посещается сотнями пользователей каждый день, поэтому можно предположить, что люди находят ее полезной. Если это не так для вас, все в порядке. Просмотрите информацию и решите, что необходимо вам, и игнорируйте все остальное! Если от статьи вам станет дурно, я не обижусь. Писатели все разные. Если мой метод подтолкнет вас к свершениям, я буду рад. Несмотря на то, что я сделал все возможное для того, чтобы наилучшим образом организовать информацию, в итоге вы являетесь главным судьей того, что нужно вам. Получайте удовольствие… и пишите роман!

Важность дизайна


Фрактал Снежинка

Отличная беллетристика не случается просто так, ее нужно создавать. Вы можете сделать дизайн работы до или после ее написания. Я делал это обоими способами и убежден, что в первом случае это ведет к более быстрому и лучшему результату. Дизайн — это тяжелая работа, поэтому важно найти определяющий принцип в самом начале. Эта статья дает вам действенную систему для создания дизайна.

Фундаментальный вопрос: Как сделать дизайн романа?

Определенное количество лет я проработал архитектором программного обеспечения над крупными проектами. Я пишу романы также, как программы, используя «метафору снежинки». Что это такое? Прежде, чем продолжу, взгляните на анимационную картинку слева.

Вы видите симпатичный рисунок известный как «фрактал (рекурс-рекурсивный) снежинки». Не говорите никому, но это важный математический предмет, который широко изучается. Для наших целей, это всего лишь рисунок снежинки. В процессе анимации вы увидите шаги, которыми создавалась снежинка. В самом начале она не выглядит таковой, но после нескольких действий все больше и больше напоминает снежинку, пока, наконец, не становится ею.

Первые шаги выглядят вот так:

Фрактал Снежинка Фрактал Снежинка Фрактал Снежинка Фрактал Снежинка

Я заявляю, что именно так вы и пишете роман — начинаете с малого, затем добавляете деталей, пока, наконец, все это не выглядит историей. Частично — это творческий процесс, чему я не могу вас научить. Не здесь, в любом случае. Но другая часть работы — это организация творчества, умение организовать таковое в роман с хорошей структурой. Это и есть то, чему я хотел бы научить вас здесь.

Если вы принадлежите к большинству, вы отдаете немало времени обдумыванию своего романа, прежде чем начинаете его писать. Вы, возможно, собираете информацию. Вы представляете в воображении, как будет развиваться история. Вы ищете идеи. Вы начинаете слышать голоса героев. Вы думаете о том, что будет главным в книге — о Глубоком Смысле. Это незаменимая часть любой книги, то, что я называю «компостирование». Это неформальный процесс и каждый писатель совершает его по-разному. Я предположу, что вы знаете, как компостировать свои задумки и что в вашем воображении роман укомпостирован, вы готовы сесть и начать писать.

Десять шагов дизайна

До того, как начнете писать, вы должны себя организовать. Вы должны зарегистрировать все те прекрасные идеи на бумаге в такой форме, чтобы можно было использовать. Почему? Потому, что ваша память склонна ошибаться, и ваше творческое начало скорее всего оставило кучу дыр в истории — дыр, которые вы должны заполнить прежде, чем начнете писать роман. Вам нужен дизайнерский документ. И вы должны произвести его, используя процесс, который не убивает ваше желание написать эту историю. Дальше находится мой десяти ступенчатый процесс создания дизайнерского документа. Я использую этот процесс для написания романов, и надеюсь, что он поможет и вам.

Шаг 1) Выделите один час своего времени и напишите одно предложение — обобщенную идею вашего романа. Что-то вроде: «Жулик физик путешествует во времени, чтобы убить апостола Павла». (Это резюме для моего первого романа «Нарушение»). Это предложение будет служить вам вечно в качестве десятисекундной рекламы. Это — общая картина, аналог того треугольника, с которого начинается снежинка.

Когда вы впоследствии будете писать сопроводительное письмо к книге, это предложение должно находиться близко к началу. Это крючок, с помощью которого вы будете продавать свою книгу редактору, коминету, отделу продаж, издателю и, самое главное, — читателям. Поэтому постарайтесь наилучшим образом!

Вот подсказки для того, чтобы составить хорошее предложение:

Чем короче, тем лучше. Попытайтесь вложиться в менее, чем 15 слов
Никаких имен героев, пожалуйста! Лучше скажите: «инвалид акробат», чем «Джейн До».
Привяжите большую идею к личной идее. Какой персонаж теряет в истории больше всех? И скажите мне, что он или она стремится получить.
Прочитайте однострочные определения в Нью Йорк Таймс Списке Бестселлеров, чтобы научиться, как это делается. Создание односложного описания — это вид искусства.

Шаг 2) Найдите еще час и расширьте это предложение в полный параграф, с описанием места и времени действия, основных составляющих, главных бедствий и окончания романа. Это аналог второй составляющей снежинки. Я люблю структуировать историю так: «три несчастья и конец». Каждое бедствие развивается четверть книги, и окончание занимает последнюю четверть. Не знаю, идеальна ли эта структура, но это мой личный вкус.

Если вы верите в структуру Трех Актов, тогда первое бедствие приходится на конец первого акта. Второе бедствие — на середину второго акта. Третье бедствие — на конец второго акта, что подводит к третьему акту, который подытоживает все произошедшее ранее. Это нормально, если первое бедствие происходит из-за внешних обстоятельств, но я думаю, что второе и третье бедствия должны создаваться неудачными попытками «исправить дело». Обстоятельства становятся все хуже и хуже.

Вы также можете использовать этот параграф для сопроводительного письма или аннотации. В идеале, параграф будет состоять из пяти предложений. Первое должно описывать основу романа (время действия и место, прим. переводчика). Затем по предложению на каждое бедствие. И еще одно предложение — предполагать окончание. Это звучит как аннотация на обратной стороне книги, потому что… это так и есть, и именно там этому параграфу суждено однажды оказаться.

Шаг 3) Все описанное выше даст вам общий вид на роман с высокой точки. Теперь вам нужно что-то вроде истории для каждого героя. Персонажи — самая важная часть вашего романа, и время, которое вы вложите в создание их, окупится в десять раз, когда начнете писать. Для каждого из ваших основных персонажей, найдите час и напишите страницу-резюме, которая осветит следующее:

Имя героя
Одно предложение о роли героя в романе
Что мотивирует героя (чего он/она образно хочет?)
Цель героя (чего конкретно он/она хочет?)
Проблема, или конфликт персонажа (что мешает ему/ей достичь цели?)
«Крещение» героя (чему он/она научится, как он/она изменится?)
Параграф-итог о роли героя в книге.

Важный момент: Вы можете прийти к тому, что станет необходимым вернуться и переделать первые два достигнутые этапа: Шаг 1 и 2. Вперед! Это нормально и означает, что герои учат вас чему-то в истории. На любом этапе дизайнерского процесса хорошо вернуться на более ранние ступени и отредактировать их. Фактически, это не «нормально», а скорее неизбежно. И это хорошо. Любые поправки, которые вы сделаете сейчас, вам не придется делать позже, копаясь в 400 страницах рукописи.

Еще один важный момент: Это не должно быть идеально. Предназначение каждого шага дизайнерского процесса — это подготовить вас к следующему шагу. Не упустите момент движения вперед! Вы всегда можете вернуться и исправить что то, когда будете понимать свою историю лучше. И вы будете делать это, если, конечно, вы не намного умнее меня.

Шаг 4) К этому времени вы должны иметь хорошее представление о структуре своего романа, и вы потратите на это день-два. Вполне возможно, вы потратили всю неделю, но это уже не суть важно. Если история не клеится, вы знаете уже сейчас, а не после того, как потратите 500 часов страдая над первым наброском. С этого момента «наращивайте» историю. Найдите несколько часов и расширьте каждое предложение в вашем описательном параграфе, в отдельные параграфы. Все, кроме последнего параграфа, должны заканчиваться бедствием. Финальный параграф подскажет вам, как наилучшим образом закончить книгу.

Это огромное удовольствие, и в конце упражнения у вас будет вполне достойный одно-страничный скелет романа. Ничего страшного, если не получится уместить его на одной страницу. Что важно, это то, что вы развиваете идеи, которые войдут в роман. Вы развиваете конфликт. У вас теперь должен быть синопсис, подходящий для составления предложения продажи (издателю), хотя есть алтернативы получше.

Шаг 5) Выделите день-два и напишите одно-страничное описание для каждого главного героя и полу-страничные — для менее важных. Эти «синопсисы персонажей» должны видеть историю с точки зрения каждого персонажа. Как всегда, не стесняйтесь вернуться на более ранние стадии и внести изменения, или дополнения, так как вы узнаете новое о своих персонажах. Обычно, я получаю удовольствие от этого шага, и в последнее время я включал «синопсисы персонажей» в мои письма издателям, вместо того, чтобы основывать те на сюжете. Издатели обожают «синопсисы персонажей», потому что любят беллетристику, основанную на характерных персонажах.

Шаг 6) К этому моменту у вас есть крепкая история и несколько нитей сюжета, по одной на каждого персонажа. Теперь отведите неделю и расширьте страницу с описанием романа в четыре страницы. Как и раньше, вы будете расширять каждый параграф из Шага 4 в полную страницу. Это большое удовольствие, потому что вы работаете с высоким уровнем логики, раскручиваете сюжет и принимаете стратегические решения. Здесь вам точно понадобится прокатиться назад и исправить моменты в предыдущих шагах. Вы приобретаете внутренний взгляд на историю и новые идеи шлепают вас по лицу.

Шаг 7) Отведите еще неделю и расширьте описания своих героев, в полные, многогранные личности, организовывая их в таблицы, которые будут включать в себя все, что нужно знать о каждом герое. Стандартно, информация будет включать день рождения, описание, предысторию, мотивацию, цель и так далее. Наиболее важно то, как этот персонаж изменится к концу романа? Это продолжение вашей работы в Шаге 3, которое научит вас многому о ваших персонажах. Скорее всего, вы вернетесь и поправите шаги 1–6, так как герои станут «реальными» для вас и начнут оказывать влияние на сюжет. Это хорошо — отличная беллетристика движима героями. Отведите столько времени, сколько нужно для этого, потому что вы таким образом сэкономите время впоследствии. После того, как завершите процесс (это может занять целый месяц непрерывной работы), вы будете готовы писать письма издателям и продавать роман. Сделайте это.

Шаг 8) Здесь вы либо сделаете паузу, либо нет, ожидая, когда продастся книга. В какой-то момент вам нужно, конечно, написать роман. Прежде, чем вы это сделаете, есть пара вещей, которые помогут сделать травматический процесс написания первого наброска легче. Первое, что вы делаете, это берете четырех-страничный синопсис и составляете список сцен, которые понадобятся для того, чтобы превратить историю в роман. И наиболее простой путь сделать такой список это… с помощью крупноформатной таблицы.

По какой-то причине, это пугает многих авторов. Ужас, да… Живите с этим. Вы научились пользоваться процессором Ворд. Таблицы намного проще. Вам нужно создать список сцен, а таблицы были созданы для сбора информации подобного рода. Если нужна помощь в работе с таблицами, купите книгу. Тысячи в продаже, одна из них сработает для вас. У вас займет меньше дня изучить все, что нужно. И это будет самое ценное времяпровождение, которое только возможно. Сделайте это.

Создайте таблицу, разрабатывая в деталях сцены, которые вырисовываются из вашего четырехстраничного наброска. Напишите сначала по предложению для каждой сцены. В одной колонке разместите принимающих участие персонажей. В другой (более широкой) напишите, что будет происходить. Если хотите прибамбасов, добавьте больше колонок, определите количество страниц, в которые планируете вложиться. Таблица подходит идеально, потому что вы можете видеть весь сюжет с одного взгляда, и легко менять сцены местами, ре-организовуя порядок действий.

Мои таблицы обычно превращаются в сотни милей длиной, тогда как начинаются с предложения на каждую сцену. По мере того, как я развиваю сюжет, я создаю новые версии истории и вношу в таблицы. Это исключительно важно для анализа сюжета. Создание таблицы может занять неделю. После того, как закончите, вы можете добавить новую колонку для номеров глав и прикрепить сцены к главам.

Шаг 9) (На ваше усмотрение. Я больше не делаю этот шаг) Вернитесь к процессору Ворд и начните описывать своими словами историю. Возьмите каждую сцену и превратите в параграф, в общем описывающий сцену. Разбейте в интересный диалог. Подумайте и пропишите основной конфликт, присущий сцене. Если конфликта нет, вы будете знать сразу и вы должны либо добавить другой конфликт, либо удалить сцену.

Я когда-то писал одну-две страницы в главе, и начинал каждую главу с чистого листа. Затем я распечатывал все это и складывал листы в папку, чтобы легко перемещать главы позже, и изменять главы без того, чтобы портить остальные. Этот процесс обычно занимал неделю и конечным результатом был массивный 50-ти страничный печатный документ, который я проверял с красной ручкой всякий раз как работал с первым наброском романа. Все мои хорошие идеи, когда я просыпался утром, записывались на полях документа. Это, кстати, довольно безболезненный путь написания детального синопсиса, которые все авторы обычно ненавидят. На самом деле, это очень интересно развивать, если вы прежде сделали Шаги 1–8.

Когда я делал этот шаг, то никогда не показывал синопсис никому, тем более издателю, — он был только для меня. Мне нравилось думать о документе, как первом прототипе рукописи. Представьте только, что можно написать первый набросок за неделю! Да, вы можете это сделать и это стоит того. Но я буду честен, я не чувствую, что нуждаюсь в этом шаге в последнее время, поэтому больше этого не делаю.

Шаг 10) А теперь, лишь сядьте и начните ковать первый набросок романа. Вы будете изумлены, как быстро история вылетает из-под ваших пальцев на данном этапе. Я видал писателей, которые утраивали свою писательскую скорость всего за одну ночь, одновременно производя на свет наброски более высокого качества, чем обычно после третьей обработки.

Вы можете подумать, что все творчество выжато из истории к этому моменту. Чтож, это не так, если вы не перестарались с анализом, пока писали свою Снежинку. Это должна быть «приятная» часть, потому что нужно было разрешить несколько небольших логических головоломок. Как мой Герой слезет с того дерева, окруженного аллегаторами, и спасет Героиню, которая все еще сидит на горящей лодке? Самое время найти выход! Но это интересно, потому что вы уже знаете, что основная структура, общая картина романа, уже работает. Все, что остается сделать — это разрешить ограниченный набор проблем, чтобы дальше писать относительно быстро.

Эта ступень исключительно волнительна и приятна. Я слышал, многие писатели жалуются на то, как тяжело написать первый набросок. Без вариантов, они относятся к «сижу-в-штанах» писателям, которые не имеют представления, что будет в романе дальше. Кошмар! Жизнь слишком коротка, чтобы писать вот так! Нет причины тратить 500 часов на написание блуждающего первого наброска романа, когда вы можете написать четкий за 150. Включая те 100 часов, которые нужны для дизайна документов, вы приходите к финишу намного раньше.

(Замечу, что многие «сижу-в-штанах» писатели содрогаются от мысли о работе со Снежинкой. Это нормально. Все люди разные. Я предполагаю, что вы уже знаете, будет Снежинка работать на вас, или нет. Даже если нет, я настоятельно рекомендую вам поимпровизировать с ней. Пусть расцветут тысяча методов Снежинки!). Единственного ответа на вопрос, как написать роман, не существует — их множество. Используйте тот, который подходит вам.

Около середины работы над первым наброском, я обычно делаю перерыв и исправляю поломанные части моих дизайнерских документов. Да, они не идеальны! Но это ничего! Дизайнерские документы не зацементированы раз и навсегда, они — набор живых документов, которые растут и изменяются вместе с романом. Если вы правильно делаете работу, в конце написания первого наброска романа вы будете смеяться над тем, каким аматорским куском мусора являются ваши дизайнерские документы. И вы будете очень рады тому, какой глубокой стала ваша история.

Вот и все! Это Метод Снежинки. Он работает для меня и для многих моих друзей-писателей, которые его попробовали. Я потерял счет количеству людей по всему миру, кто написал мне по электронной почте и сказал, что Снежинка помогла им создать роман. Итак, она работает для многих людей. Надеюсь, подойдет и вам.

Как пользоваться Снежинкой

Вы мучаетесь прямо сейчас с ужасным первым наброском романа, и надежды привести его в порядок нет? Найдите час и подведите итог вашей истории, в одном предложении. Разъясняет ли это что-либо? Вы только что закончили первый шаг (1) Снежинки, и это заняло только час. Почему бы не попробовать следующие несколько шагов и посмотреть, а вдруг ваша история оживет? Что вам терять, кроме ужасного наброска, который вы и так ненавидите?

Являетесь ли вы «сижу-в-штанах» писателем, кто уже закончил роман, и теперь смотрит на невообразимую груду манускрипта, нуждающийся в срочном переделывании? Расслабьтесь! Ваш роман закончен, не так ли? Вы сделали то, о чем некоторые писатели лишь мечтают. А теперь представьте, крупномассштабный издатель сталкивается с вами в лифте и спрашивает, о чем ваш роман. В пятнадцати словах, или меньше, что бы вы сказали? Не спешите. Это непростая игра. И все-таки, что бы вы сказали? Если вы можете подготовить ответ в течение часа… тогда вы закончили Шаг 1 Снежинки! Как вы думаете, некоторые другие шаги могли бы вам помочь организовать манускрипт? Сделайте попытку. Что вам терять?

Получили ли вы только что длинное, как из ночного кошмара, письмо от издателя, перечисляющее в деталях все те вещи, которые он счел проблемой в вашем романе? Подумываете ли вы, как это вообще возможно — внести все изменения в срок? Никогда не поздно попробовать Снежинку. Как насчет того, чтобы взять неделю и просверлить насквозь все шаги сразу? Это замечательно обозначит и просветит детали, после чего вы должны лишь спланировать, как привести в жизнь изменения. Делаю ставку, вы все выполните в рекордный срок. И еще я уверен, что книга получится лучше, чем вы ожидали.

Если Метод Снежинки работает для вас, я бы хотел услышать ваш отзыв. Вы можете связаться со мной через контактную страницу на моем вебсайте.

Благодарность: Благодарю моих многочисленных друзей из Чи Либрис списка, и, особенно, Жанелль Шнидер за большое количесво дискуссий о Снежинке, и многое другое.

Адаптированный перевод с английского Евгении Рамбл









Автор: Рэнди Ингермансон
Перевод: Эльвира Барякина


Пытаетесь написать сцену, а она «не звучит»? В этой статье я расскажу вам, как решить эту проблему.

Возможно, вы думаете, что создание совершенной во всех отношения сцены невозможно. В конце концов, никто не может писать так, чтобы идеальным было каждое слово, каждая мысль, каждое предложение и каждый абзац. Да и что значит слово «идеальный»?

Если честно, то у меня нет однозначного ответа. Каждый понимает совершенство по-своему, и стиль — это дело вкуса. Но вы можете написать идеально структурированную сцену. И она будет звучать намного лучше неструктурированной.

Я собираюсь позаимствовать кое-что из книги Дуайта Суэйна «Приемы издающиегося писателя». Это одна из лучших работа о том, как писать художественную литературу. Если у вас нет этой книги — тем хуже для вас.

Для начала мы должны понять, что мы берем за точку отсчета. Откуда мы знаем, что такое совершенство? Ответ кроется в мотивации вашего читателя. Читатель покупает ваш роман потому, что вы обеспечиваете ему мощный заряд эмоций. Если вы пишете дамский роман, вы должны создавать у читательницы иллюзию, что она сама влюбилась. Если вы пишете триллер, читатель должен себя чувствовать так, будто он сам подвергается смертельной опасности и у него есть один шанс на миллион на спасение себя (или человечества). Если вы пишете фентази, пусть ваш читатель поверит, что он находится в другом мире, где все устроено по-другому и где есть место чудесам и магии. И т.д. и т.п.

Если вам не удается пробудить подобные чувства, можете считать всю задумку неудачной. Если удалось — вы на коне. Идеалом в художественной литературе можно считать книгу, которая наиболее эффективно вызывает в читателе требуемые эмоции.

Схемы построения сцены бывают двух видов: общая и детальная.

Общая схема очень проста. У вас есть всего два варианта: Дуайт Суэйн называет их «Причина» и «Следствие».

«Причина» состоит из следующих частей:
- Цель
- Конфликт
- Катастрофа.

«Следствие» состоит из:
- Реакции
- Дилемы
- Решения

Возможно, вы думаете, что пободное структурирование — это большое упрощение и что это низводит работу автора до писания по шаблону. Ничего подобного. Это низводит художественную литературу до двух схем, результативность которых доказали тысячи писателей.

Как было выше сказано, «Причина» состоит из трех частей: Цели, Конфликта и Катастрофы, каждая из которых в высшей степени важна. Возьмем героя, от чьего лица ведется повествование. Ваша задача — показать его так, чтобы читатель мог почувстсвовать себя на месте данного персонажа.

Цель: Цель — это то, что ваш герой хочет получить в начале сцены. Причина, почему у вашего персонажа должна быть цель состоит в том, что именно цель заставляет его совершать какие-либо действия.

Конфликт: Конфликт это препятствия, с которыми сталкивается ваш герой на пути к цели. В книге обязательно должны быть конфликты. Если персонаж достигает желаемого без конфликта, читатель начинает скучать.

Катастрофа: Катастрофа — это невозможность героя достичь цели. Не давайте ему добиться победы! Победа — это скучища! Если «Причина» оканчивается победой, у читателя нет повода для того, чтобы читать дальше. Пусть случится что-то ужасное. Пусть ваш герой повиснет над пропостью. Заставьте читателя перевернет страницу, чтобы узнать, что будет дальше.

Теперь рассмотрим «Следствие».

«Следствие» состоит из трех частей: Реакция, Дилема и Решение. Опять же, каждый из этимх пунктов крайне важен для написания удачного «Следствия». Уберите что-нибудь одно, и оно не будет работать. Важное замечание: «Следствие» всегда должно идти за «Причиной». «Причина» заканчивается катастрофой и вы не можете сразу же начать еще одну «Причину», которая начинается с Цели. Почему? Потому что если вы только что пострадали от серьезной неудачи, вы не можете просто так подняться и взяться за что-то другое. Вам нужно прийти в себя. Это основы психологии.

Реакция: Реакция — это эмоциональное следствие Катастрофы. Когда случается что-то ужасное, вы находитесь в некотором замешательстве. Вы не можете ничего с этим поделать. Так что покажите, что ваш герой достоверно реагирует на Катастрофу. Ему больно. Дайте читателю шанс пострадать вместе с героем. Возможно, вам потребуется показать, что прошло какое-то время. Это не время для дейстяия, это время для обдумывания ситуации. Время для рыданий. При этом вы не можете страдать вечно. В настоящей жизни если человек слишком увлекается горем, он теряет друзей. В художественной литературе такой герой потеряет читателей.

В итоге вашему герою нужно за что-то ухватиться: найти точку опоры и рассмотреть варианты решения. И проблема заключается в том, что у него нет этих вариантов.

Дилема: Дилема — это ситуация, в которой нет приемлемых вариантов. Если ваша Катастрофа — настоящая, у героя нет шанса на приятный исход из ситуации. Героя должен столкнуться с настоящей дилемой. Позвольте герою проработать различные варианты. Это даст читателю причину для беспокойства — и это хорошо. Он начнет гадать, что же будет дальше.

Решение: Решение — это выбор меньшего из зол. Это важно, так как решение заставляет героя вновь действовать. Люди, которые никогда не принимают решений, скучны — никто не захочет читать о подобном герое. Так что заставляйте своего персонажа решать и пусть это будет лучшее из решений, такое, какое читатель сможет уважать. Сделайте это и читатель будет должен переворачивать страницу за страницей, потому что теперь у вашего героя появится новая Цель.

Теперь вы попали в исходную точку. Вы начали с «Причины», перешли к «Следствию», а затем к новой Цели новой «Причины». И так будет продолжаться до тех пор, пока вы не завершите повествование и не дадите герою либо Полную Победу, либо Полное Поражение. Смена «Причин» и «Следствий» будет вести читателя и он не сможет оторваться от нее. Вот это и есть идеал.

Однако это только половина дела. Я рассказал вам, как сконструировать «Причину» и «Следствие» в общих чертах. Но вам еще нужно прописать каждый абзац, во время которых герой плавно перейдет от первоначальной Цели к жуткому Конфликту, затем — к разрушительной Катастрофе, потом — к внутренней Реакции, следом — к ужасной Дилеме и, наконец, к хитроумному Решению.

Как же это сделать? Для этого следует рассмотреть Детальную Схему построения сцены.

Ответ кроется в том, что Дуайт Суэйн называет «Мотивационно-реакционными элементами» (для краткости МРЭ). Писать МРЭ нелегко. Но я сделал вывод, что это самая лучшая технология для повышения качества художественного произведения. Мне доводилось тренировать несколько писателей и основной проблемой для них было написание правильных МРЭ. Решение, которое я им предложил было следующим: они должны были тщательно проработать несколько глав так, чтобы каждая из них была цепочкой идеальных МРЭ. После нескольких глав техника давалась им все легче и легче. Затем я потребовал, чтобы они полностью переписали свои романы в этом порядке. Это ужасно тяжелая работа, но те, кто выжил после «Школы молодого бойца», превратился в писателя совсем иного порядка.

Правильно выстроенные МРЭ — это волшебный ключ к написанию неотразимой художественной литературы. Можете верить, можете нет. Попробуйте и увидете сами.

Для начала нам потребуется углубиться в теорию.

Вы будете писать свои МРЭ, сменяя то, что ваш герой видит (Мотивация), на то, что он делает (Реакция). Это очень важно.

Мотивация — это внешняя, объективная причина действия героя, что-то такое, что ваш герой может видеть (слышать, обонять или чувствовать).

Вот простой пример: «Тигр соскочил с дерева и бросился на Джека».

Отмечаем главные события: они объективны. Мы представляем Мотивацию так, как будто она снимается на видеокамеру. Ничто не показывает, что мы смотрим на сцену с точки зрения Джека.

Реакция имеет внутреннее и субъективное начало и вы представляете ее в том виде, как видит события ваш герой — изнутри. Реакция никогда не должна идти в одном абзаце с Мотивацией — иначе вы рискуете запутать читателя, а читатели этого очень не любят.

Реакция всегда более сложна, чем Мотивация. Когда вы видите тигра, в первые доли секунды вы можете испытать только одно чувство — страх (пока у вас есть время только на рефлекс). Но вскоре вы уже будете способны реагировать разумно: что-то сделать, о чем-то подумать, что-то сказать. Вы должны предствить перечень реакций вашего героя именно в этом порядке, иначе вы уничтожите иллюзию реальности.

Продолжаем пример: «Волна адреналина прошла по телу Джека. Он вскинул ружье, прицелился и нажал на курок. «Сдохни, скотина!»

Теперь давайте проанализируем. Примечаем все три части Реакции:

Чувство: «Волна адреналина прошла по телу Джека». Чувства прописываются в первую очередь, потому что они возникают почти мгновенно.

Рефлекс: «Он вскинул ружье...» Это происходит во вторую очередь как результат страха. Инстинктивный результат, который не требует обдумывания.

Рациональное действие и речь: «... прицелился и нажан на курок. «Сдохни, скотина!» Это происходит в самую последнюю очередь, после того, как у Джека появляется время, чтобы обдумать свои действия. Он нажимает на курок — рациональный ответ на опасность. Он говорит — выражение его внутренних переживаний.

Из Реакции можно вычеркнуть одну или две части. Однако существует важное правило: какие бы части вы ни сохранили, они должны идти в правильном порядке. Если это Чувство, оно должно идти вначале. Если это Рефлекс, он никогда не должен идти впереди Чувства. Если это Рациональное Действие, оно всегда должно идти последним.

После Реакции идет другая Мотивация. Нельзя написать одну МРЭ и вздохнуть с облегчением. Вы должны написать еще, еще и еще. Реакция, которую вы только что описали, приведет к новой Мотивации, которая опять будет внешней и объективной, и которую вы опишете в отдельном абзаце.

Продолжаем начатый пример: «Пуля задела левое плечо тигра. Кровь хлынула из раны. Тигр пошатнулся, взревел и вновь прыгнул на Джека».

Пишите каждую «Причину» и «Следствие» как череду МРЭ. Все, что не выглядит как МРЭ, следует вычеркнуть. Нельзя оставлять ни одно предложение, которое не несет в себе нужной информации.

Вероятно, вы думаете, что никто не сможет писать, следуя этим правилам. Вы попробавали и теперь сидите перед компьютером, боясь пошевелиться лишний раз, чтобы не нарушить ПРАВИЛО. Ну что ж, случилось то, что называется «писательской блокировкой». В этом случае позвольте мне раскрыть последний секрет написания идеальной сцены.

Забудьте все правила. Напишите главу в обычной манере. Чувствуете себя лучше? Творческий процесс — это создание истории из ничего. Это тяжелая работа, это интересно, это никак не структурировано. Поступайте так и не сожалейте о правилах.

После того, как вы закончите с творчеством, отложите главу на некоторое время. Позже вы отредактируете ее, но сейчас еще не время. Сделайте что-то еще. Сходите в боулинг. Проведите время с теми надоедами, которые живут в вашей квартире (вы все еще помните их в лицо?). Сделайте что-то, что не относится к Написанию Книги.

Позже, когда вы будете готовы к анализу написанного, вернитесь за компьютер. Соберитесь с духом. Редактура — это процесс, противоположный Творчеству, и это всегда деструктивное действие.

Проанализируйте текст, который вы только что написали. Что это «Причина» или «Следствие»? Или ни то и не другое? Если это «Причина», проверьте, есть ли в ней Цель, Конфликт и Катастрофа. Обозначте каждую из них в отдельно взятом предложении. Аналогично, если это «Следствие», то обозначте Реакцию, Дилему и Решение. Если вы не можете отнести текст ни к «Причине», ни к «Следствию», выкидывайте эту графомань. Возможно, потом вы придумаете как ее использовать в качестве соннета, лимерика или технической инструкции, но этот кусок текста не является художественной литературой, и на свете не существует способа сделать его таковой.

Теперь, когда вы знаете, что вы написали — «Причину» или «Следствие», перепишите ее МРЭ за МРЭ. Следите, чтобы каждая Мотивация была отделена от Реакции.

Проанализируйте каждую Мотивацию и удостоверьтесь, что все они объективны и имеют внешние причины. Забудьте о милосердии. Нельзя испытывать жалость к тому, что отравляет ваше произведение. Убейте все лишнее или оно убьет вас.

Теперь удостоверьтесь, что каждая Реакция является субьективной и имеет внутренние причины, которые кроются в сердце героя. Проследите, чтобы все они шли в правильном порядке.

После того, как вы закончите, займитесь редактурой стиля, грамматики, пунктуации и всего остального.

Поздравляю, вы написали идеальную сцену. Теперь делайте все то же самое снова и снова, пока не закончите книгу.

URL записи

@темы: (ц)итата, это надо запомнить