Рэй-Рэй
фантастический мозгоед
27.10.2013 в 16:09
Пишет meow-fix:

Путь Пейсателя 2/?
Этот пост посвящен самому полезному, о чем я вообще могу рассказать – как организовать себя и не бросить текст на середине.
Я сразу оговорюсь, что сама не великий эксперт в этом плане, и что у меня полно недописанных текстов. Так же, большая часть из того, что я закончила, не превышает пяти тысяч слов. Я бы вовсе не взялась рассуждать, как организовать себя, если бы не последние полтора года.
Эти полтора года я пишу один текст, и на данный момент он не закончен, хотя мне и осталось дописать меньше одной главы из 46. Я ничего не могу сказать про качество этого текста, потому что вообще оставляю такие вещи на откуп читателей, но могу сказать про объем.
Этот текст, каким бы он ни был, превышает восемьсот вордовских страниц. Я никогда раньше не писала ничего даже примерно такого размера, поэтому никогда до того не сталкивалась с тем, что я: а) или как-то организовываю себя б) или вообще не напишу то, что задумала.
Почти все, что я знаю об авторской самоорганизации – опыт этих полутора лет и результат того, что я все это время каждый день пишу определенную «дозу» текста.
Я говорю об этом, чтобы вы понимали – есть люди, которые наверняка намного больше знают о том, как заканчивать тексты и как заставить себя писать. Я могу поделиться только собственными мыслями на этот счет.

Итак, как организовать себя.
Думаю, есть два вида текстов, и в зависимости от того, какой вы задумали вам или придется организовывать себя или не придется.
Два вида: короткие и длинные.
Объем короткого и длинного текста строго индивидуален, и зависит от того, что вы способны написать за раз.
Для кого-то это однострочник в пятьдесят слов, для кого-то драббл, для кого-то рассказ страниц на двадцать. Тут, я думаю, все строго индивидуально. Но факт в том, что есть объем текста, который вы при наличии необходимости (дробовика у виска, «крайнего срока», etc.) напишете за один раз независимо ни от чего. Этот объем текста немного разный в зависимости от вашего состояния.
То есть, есть драббл или однострочник на любую тему с любыми героями, который вы напишите в любом состоянии, несмотря на любой форсмажор при условии, что вообще будете в сознании и в принципе заставите себя за него сесть.
А есть максимальный объем текста, который вы вообще можете написать за раз прежде, чем свалитесь от усталости даже при самых благоприятных условиях.
Для меня размер моего минимума составляет пятьсот слов, которые, я уверена, я напишу всегда, в то время как максимальный объем текста, который я вообще способна выдать за раз около десяти страниц, и это с учетом, что последние страницы я дописываю через силу.
Так что первое, что вам нужно решить для себя перед написанием каждого конкретного текста – нужно ли вам себя организовывать вообще.
Потому что, может быть, вы просто сядете вечером и напишите его целиком. Или напишите большую часть вечером, чтобы завтра с утра встать до работы и дописать. Если так, то вам не нужно ничего организовывать. Вы не успеете забыть сюжет за это время, все сцены, которые вам будет нужно написать, просто останутся в голове, и, скорее всего, раз речь идет о малом объеме, вы будете представлять свой текст от начала до конца. То есть единственной задачей станет «конвертировать» задумку в слова. Единственная «организация» которая от вас потребуется, это (если вы не напишете за один раз) не делать большого перерыва между начать и дописать, чтобы не забыть напрочь о чем вообще текст. Но забыть о чем короткий текст – просто потому что в него помещается намного меньше мыслей, событий и слов – довольно сложно.
Не поймите меня не правильно, бросить можно любой текст, на любом этапе, но чем меньше текст и чем больше он вас вдохновляет, тем больше вероятность, что вы все-таки его допишите.
Думаю, разница между тем, как писать что-то короткое или наоборот объемное, это разница между тем, как бежать стометровку или марш-бросок.
Если вы бежите стометровку, вам нужно как можно быстрее добежать до финиша, напишите так быстро, как только можете, забейте на сон и еду, потом и отоспитесь и поедите. Главное, что текст будет закончен.
Есть, кстати, один простой психологический прием, который я использую, когда пишу тексты. Не знаю, насколько он будет полезен для вас, но буду рада, если пригодится. Я иногда пишу тексты не в ворде и не на бумаге, а в браузере в окне комментария. Я просто подсознательно воспринимаю комментарий, как что-то что можно написать легко и быстро, и если я набираю вместо комментария в соответствующем окне текст, я чувствую, что напишу текст без проблем, легко и быстро, словно комментарий.
Я впервые начала это делать, когда стала исполнять заявки на фестах, и заметила, что мне так проще. Не утверждаю, что это панацея, но вы ничего не теряете, если попробуете, верно?
Если вы пишете короткий текст, пишите его как можно быстрее и не затягивайте. Вся подготовительная работа – матчасть – по необходимому для текста минимуму, любая правка только после того как поставлена последняя точка.
Тут есть еще один аспект писательства. Говорят, что написание текста это сублимация. Я не буду в это углубляться, потому что не вижу смысла, и потому что хочу сказать о другом: помимо того, что это как минимум возможно – сублимировать свои желания через текст – можно сублимировать даже желание писать текст.
Частично все, что касается текста, но не является им самим – в некотором роде сублимация. Когда вы ищите матчасть, когда вы обсуждаете с кем-то сюжет, рисуете персонажей или даже вышиваете крестиком карту мира, вы воплощаете свою потребность прочувствовать и выразить текст, но не через писательство. Собственно сублимируете.
Так вот, есть вероятность, что вы можете просто, простите за пошловатость формулировки, засублимировать свой текст в ноль. То есть просто перегореть им, не написав и буквы. Нарисовать персонажей, получить докторскую степень по истории эпохи, в которую все происходит, вышить крестиком карту и заказать кольцо-печатку, как у главного героя, но не написать.
Чем короче текст, тем проще это сделать. Написание короткого текста мне представляется гонкой наперегонки со временем. Что произойдет раньше – закончится текст или вы полностью перегорите?
То есть главная установка: написать быстрее.
Не лучше, не точнее, не вылизать каждое предложение, а закончить в рекордные сроки.
Почему?
Именно потому, что он короткий и из-за этого его легко править. Его легко вычитать, убрать недочеты, в нем сложно противоречить самому себе, в нем можно даже поменять ритмику речи, если мы говорим о трех-пяти страницах. Единственное, что в нем нельзя поправить, не переписывая полностью – это адекватность происходящего.
Судьба короткого текста складывается из двух вещей: насколько интересна задумка для читателей (точнее как много тех, для кого она интересна, потому что хоть кому-то она в любом случае понравится) и насколько в нем качественная речь после правки. Насколько текст вообще нуждается в правке, решаете вы сами. Он, к слову, может и не нуждаться.
Про то, как править, в сколько этапов и нужны для этого бета и гамма, я не могу вам посоветовать ничего, потому что абсолютно ничего в этом не смыслю и открыто это признаю.
Если кому-то интересно я могу в комментариях написать про то, как обычно договариваюсь со своими бетами, и как вообще правлю свои тексты, но, честно, не думаю, что это вам что-то даст. Правка, мне кажется, так же индивидуальна, как и процесс написания текста, поэтому сложно советовать тот или иной способ.
И это все, что я могу сказать про написание коротких текстов.

Тексты, которые не являются короткими (не являются короткими для вас), пишутся иначе.
Я знаю случаи, когда люди пишут большие тексты, никак себя не организуя, просто пишут и пишут. Если вы из этих счастливцев, можете смело проматывать то, что написано дальше, вас это не касается.
Итак, длинные тексты пишутся иначе, чем короткие.
Совсем иначе, при условии, что вы действительно ставите себе цель их дописать.
Вы не пытаетесь написать их побыстрее, потому что их вообще невозможно написать быстро – они больше по объему того, что вы физически способны выдать за короткий срок.
Помимо того, что они больше, они, как правило, еще и сложнее. В них происходит больше событий, действует большее число персонажей, они требуют более детальной проработки мира, а это означает больше фактов матчасти, которые вам придется узнать (при условии, что вы не пишете мир с нуля, но писать мир с нуля означает, что вместо того, чтобы учить матчасть вам придется ее придумывать, а это занимает ничуть не меньше времени).
Для них, имхо, вам действительно придется организовать себя и процесс написания текста.
Главное, что я могу про это сказать:
Волшебной палочки НЕТ.
Ее нет.
Ее нет совсем.
И не будет.

Это нужно понимать сразу: вы беретесь за задачу, которая потребует вложения сил, времени и в некотором роде повлияет на ваш распорядок дня.
Предположим у вас есть идея для крупного текста, которая не отпускает. Вы хотите написать этот текст. Вы действительно хотите написать этот текст, даже понимая, что это не получится сделать быстро. По какой-то причине для вас это важно.
Понимание этого, думаю, одна из необходимых для автора вещей:
Текст это важно.
Он не стоит того, чтобы пожертвовать ради него жизнью или продать почки вашей мамы, не стоит того, чтобы все потерять и даже целого мира не стоит тоже, но он важен.
И, как и всякая важная вещь, он стоит того, чтобы немного поменять ваши приоритеты.
Жизнь человека на самом деле не пустая, даже если он не делает ничего кроме, как ест, спит и работает. Как только вы решаете привнести в нее что-то новое, чему-то неизбежно придется подвинуться. С текстом то же самое. Вам придется подвинуть, то к чему вы привыкли, чтобы его написать.
При этом длинные тексты похожи на короткие тем, что в их написании тоже лучше не делать перерывов. На самом деле продолжить текст на следующий день намного проще, чем через неделю, и во много раз проще, чем через месяц. У меня есть тексты, которым больше года и которые я планирую дописать, но даже мои близкие люди считают, что это самообман и, честно говоря, я не могу с ними спорить.
Я думаю, нужно именно настроиться на то, что текст – это важно, текст это надолго и текст это такая же необходимость как сон или еда.
Второе, что, мне кажется, нужно для того, чтобы закончить крупный текст – вообще забыть слово «вдохновение» и писать независимо от того, есть оно или нет. Длинную дистанцию не бегут так же как стометровку. Длинная дистанция, имхо требует спокойного расчета своих сил в большей степени, чем скорости и порыва.
Мне в этом смысле очень импонирует идея мини-нано. То есть вы пишите в день не менее пятисот слов независимо ни от чего. Форс-мажоры, плохое самочувствие и плохое настроение откладываются в сторону, и приоритетом становится текст.
Для себя я вывела такой список условий для написания длинных текстов. Я не утверждаю, что он в чем-то уникален или даже, что он вам подойдет, просто я лично могу поделиться только им, и надеяться, что что-то из этого вы найдете интересным.

Условия для написания длинного текста:
1. Один крупный текст за раз. Не несколько текстов параллельно, которые борются за главенство, а один – или же один главный, который Обязательно Надо Закончить(тм), а все остальные как получится.
2. Этот текст находится в списке приоритетов ближе к вершине. Я лично ставлю его выше сна и еды. Это существенно упрощает вопрос «где найти время на писанину?»
3. Этот текст пишется каждый день по небольшому отрывку. Я пишу не меньше 500 слов в день, но стараюсь при этом писать по сценам. Если сцена немного длиннее, я ее дописываю до конца, не оставляя хвостик на следующий день. Если намного длиннее – пишу ее несколько дней, но стараюсь не дольше двух, потому что на третий день уже начинаю чувствовать усталость от ситуации, в которой оказались герои.
4.К тексту нужно поддерживать интерес. Это можно делать разными способами – обсуждать героев, представлять себе альтернативные версии развития событий, даже если сюжет уже продуман, можно придумывать детали мира или сценки из прошлого героев. Ничто из этого не должно превращаться в отдельный текст – просто потому что отдельный текст отнимет от основного, но сами мысли, которые при написании короткого текста скорее мешают, имхо, тут помогают интересу держаться.
5. Здорово если есть люди, которые читают ваш текст в процессе, которые интересуются, когда прода и будет ли она вообще. Я думаю, есть люди, которым все равно, но мне приятно чувствовать, что то, что я пишу еще кому-то нужно. Не обязательно, разумеется, но приятно. Если это не противоречит вашим убеждениям, попробуйте делиться текстом в процессе написания. Хотя бы с избранной фокус-группой. У этого есть и еще один важный плюс – если вы слажаете с обоснуем или адекватностью происходящего, если какая-то сцена кажется неестественной, или вы просто забудете дописать кусок предложения, вам могут об этом сказать. Опять же, если вы чувствуете, что пишете совсем уж лажу, которая «жесть, да? ни в какие ворота?» вам есть у кого спросить. Ответ не обязательно будет честный, не обязательно верный, но все еще может стать полезным.

И еще одна важная вещь, я не знаю, можно ли организовать себя не организуя, собственно, себя, но думаю, что нет. Поэтому я говорю, что волшебной палочки не будет.
Но я, будучи всего лишь человеком – и не особенно умным – тоже могу ошибаться.

С уважением,
Ваша Мяу.

URL записи

@темы: это надо запомнить, (ц)итата